прот. Г. Эдельштейн: "Мир вам!" - Открытое письмо клирикам Ижевской и Удмуртской епархии протоиерею Сергию Кондакову, протоиерею Михаилу Карпееву, иерею Александру Малых
10 апреля 2011
Рубрика
Гостевые посты
Мир вам!
Ваше открытое письмо Патриарху Кириллу — важная страница истории Русской Православной Церкви нашего времени, поэтому я считаю своим долгом принять участие в его обсуждении.
Начну с того, что следовало бы отправить в P.S. Прошу ни в коем случае не ввязываться в полемику о Ваших «полётах в США» и «проживании в особняках». Завтра очередной о. Виктор выяснит, что один из вас ограбил старушку на Мадагаскаре, второй — горячо приветствовал диктатора Чомбе в день его ангела, третий пытался поджечь Снегурочку, когда ему было 4 года.
Обсуждать нужно только то, что написано в вашем «Открытом письме».
1. Боюсь, что вы ошибаетесь, когда утверждаете, что все мы сегодня живём в России. У кремлёвской стены, под сенью голубых ёлочек, по-прежнему лежат те же изверги рода человеческого - Ленин, Сталин, Свердлов, Дзержинский, Калинин и пр. В любом городе улицы и площади, статуи Ленина, Свердлова, Дзержинского. На башнях Кремля — всё те же красные звёзды. Наш Президент - «товарищ», и все офицеры нашей армии - «товарищи». Коммунистическая партия неизменно занимает первое место (сразу за партией чиновников, так называемой «Единой Россией»). Миллионы наших сограждан, в том числе и православных христиан, неизменно голосуют за партию убийц России. Любого нашего солдата и офицера (в том числе и священнослужителей!) осеняет красное знамя. Весь народ стоит на вытяжку при звуках чуть-чуть подправленного сталинского гимна. «И вот, нахлебавшись советчины всласть, вы Русью её назовёте», - писал поэт. Ничем не лучше всей страны и наша церковная администрация. Не вы и не я пустили в народ уничтожающий термин «митрополитбюро». И никто из просергианских апологетов не попытался даже его опровергнуть. Вспомним: христианство никогда не было безразлично к имени, имя трактуется по аналогии с иконой. У нас до сего дня есть Калининградский епископ, а были и Молотовские, и Свердловские, и Куйбышевские. Мы все причастились Зверя и не изблевали его из уст своих, не покаялись. Отсюда и всё.
2. Вы совершенно правы, когда утверждаете, что возрождение России может начаться только с возрождения нашей Церкви и только с покаяния. Но кто зовёт нас сегодня к покаянию, кто нас к нему готовит? Патриарх? Священный Синод? Те, кого Вы именуете священноначалием? Хотя бы один из правящих архиереев?
Наши правящие архиереи не являются представителями своих епархий, ибо ни одна епархия своего епископа не избирала, как писал архиепископ Ермоген (Голубев), ссылаясь на деяния Собора 1917-18 гг. Они все представляют только назначивший их на ту или иную кафедру Синод, а сам Священный Синод не представляет сегодня никого. Забудем историю, умолчим о тех «конторах» и «конторщиках», кто рассадил высокопреосвященных по их креслам в годы коммунистической диктатуры. Что, кроме кирпичей, изменилось в жизни нашей Церкви с тех лет?
Более 10 лет назад, в октябре 1999 года, я направил архиепископу Александру докладную записку, в которой говорилось:
"Все наше общество тяжко болеет. Главную причину этой болезни я усматриваю не в экономических, политических, экологических и прочих внешних недугах, о которых денно и нощно твердят средства массовой информации, все светские и церковные мастера элоквенции. Главное — болезнь духа, смута и разруха в сердцах, душах и головах. Диагноз был безошибочно поставлен еще в середине прошлого века: "Не плоть, а дух растлился в наши дни" (Ф.И. Тютчев). С тех пор растление стократно усилилось. Исцелить его может одна только Церковь, но Московская Патриархия сама по сей день тяжко страждет, она остается островком брежневско-черненковской стагнации, без малейших признаков выздоровления. По сей день мы не покаялись ни в одной мерзости прошлых лет: ни в многолетнем тесном сотрудничестве с людоедским режимом, ни в лакейских панегириках извергу рода человеческого И.В. Сталину, ни в гнусных восхвалениях "миролюбивой внешней политики Советского Союза", без которых не обходилось ни одно Пасхальное или Рождественское послание, ни в лжесвидетельстве и клевете на весь сонм Новомучеников и Исповедников Российских. И чем далее, тем все менее и менее мы склонны к покаянию, тем безнадежнее коснеем мы во грехе.
Общеизвестно, что основой канонической жизни Церкви являются определения Соборов. Мы злонамеренно предали забвению все определения Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов, которые никто никогда не отменял и отменить не мог: меньший Собор, естественно, не может отменить или изменить определения Собора большего.
Если в предыдущие десятилетия мы прятались за хилое оправдание, что нас-де "заставляют", "вынуждают" государственные чиновники, то сегодня мы не можем сваливать вину ни на какие внешние силы или обстоятельства. В нарушении постановлений Собора повинны только мы сами.
Выборы последних трех Патриархов проводились с нарушениями канонических правил. Священный Синод также формируется незаконно, о чем более тридцати лет назад писал архиепископ Ермоген (Голубев). Синод фактически превращен в церковный аналог Политбюро ЦК КПСС. Оригинал, к счастью, исчез, но аналог остался. Выздоровление Московской Патриархии может начаться только с возвращения к деяниям Собора 1917—1918 годов. Остроумное возражение Святейшего Патриарха Алексия II в письме к спикеру Государственной Думы Ивану Рыбкину о том, что это практически невозможно, так как "тот Собор проходил в совершенно иных исторических условиях, и решения его не выполнимы сегодня", — еще в большей степени относится ко всем без исключения деяниям Семи Вселенских Соборов, к Апостольским правилам и правилам Святых Отец."
3. Безусловно согласен со всем, что вы говорите об участии Московской Патриархии в т. н. Всемирном Совете Церквей. В той же Докладной записке от 16 октября 1999 года я писал:
"Так называемый Архиерейский Собор 1961 года принял , два решения: незаконно устранил священника из жизни прихода
и без всяких канонических оснований предал забвению деяния Всеправославного Совещания 1948 года по проблемам экуменизма. Мне кажется, что вступление Московской Патриархии во Всемирный Совет Церквей явилось более вредоносным для судеб Православия, чем превращение пастыря в наемника.
К сожалению, Московская Патриархия по сей день остается членом этой политически ангажированной организации, много лет морально и материально поддерживавшей прокоммунистических бандитов, заговорщиков и террористов во всем мире.
Двадцать лет я говорю и пишу, что отношусь к любым экуменическим движениям и организациям в их современном виде крайне отрицательно: это просто "крыша" для антицерковных сил. Вместе с тем я убежден, что Православная Российская Церковь должна быть открыта к честному диалогу с любыми христианскими конфессиями, хотя бы в той мере, насколько они открыты для диалога с нами."
Это моё твёрдое убеждение. За 10 лет до того я писал нашему архиепископу Иову:
"Я категорически отказываюсь перечислять деньги православного прихода на финансирование мероприятий, совершенно чуждых и даже вредных для Русской Православной Церкви.
Я полагаю, что участие Московской Патриархии в работе ВСЦ является ошибкой; Церковь была вовлечена в деятельность этой организации вопреки всем предыдущим православным документам и суждениям об экуменизме. Не сомневаюсь, что это было сделано администрацией Московской Патриархии по прямому указанию Совета по делам религий, исполнявшего директивы КГБ и Отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС. Вступление Московской Патриархии в ВСЦ следует рассматривать в одном ряду с прочими решениями антиканоничного Архиерейского Собора 1961, но по своим последствиям оно было гораздо более вредоносным, чем устранение настоятеля от руководства приходом, т. е. превращение пастыря в наемника. Одно было призвано разрушить приход, другое — превратить Православную Церковь в придаток еретического сборища.
Деятельность ВСЦ неоднократно подвергалась суровой критике в печати разных стран; я считаю эту критику в основной части справедливой. Выступление руководящего деятеля ВСЦ Эмиля Кастро на том самом заседании в Москве, о котором Вы писали и на которое благословили жертвовать деньги нашего и других православных приходов, представляется мне крайне соблазнительным политиканством — оно диаметрально расходится с фундаментальными принципами православия, выраженными в постановлениях Поместного Собора РПЦ 1917— 1918 гг., расходится с основными мыслями авторитетнейшего документа РПЦ — Послания соловецких епископов-исповедников советскому правительству 1927 года."
Только, боюсь, отцы, напрасно Вы гневаетесь на Патриарха Кирилла: мы вступили в ВСЦ при Патриархе Алексии (Симанском), десятилетиями вольготно пребывали там и при Патриархе Пимене, и при Патриархе Алексии II. Вы их имена возносили? За что одного Патриарха Кирилла винить?
4. Я не разделяю ваши убеждения, что «Ватикан погряз в ереси», ибо Московская Патриархия принимает католических священнослужителей в сущем сане и признаёт действительными все их таинства. Вспомним Львовский собор 1946 года. Несколько сот католических священников подняли руку, проголосовали «за», и в эту секунду стали православными. Если госпожа Хельга Хаугланд Бюфуглин поднимет руку, она станет православной епископшей? Но, полагаю, не сие лыко поставлено вам в строку. Не за хулу на Папу Бенедикта XVI вас запретили в священнослужении. Будем опираться не на частные богословские мнения, а на практику нашей Церкви.
5. Никак не могу согласиться с тем, что вы пишете о банкирах. Это диаметрально противоположно Евангелию. Кто-то из мытарей тех дней покаялся, кто-то стал апостолом и принял мученическую кончину за Христа. Не за профессию и не за род занятий судит Господь: «...раб бо и владыка вкупе предстоят, Царь и воин, богатый и убогий - в равнем достоинстве, кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится...».
6. Частично согласен с тем, что вы пишете о наших церковных орденах. Для любого человека, который взял крест свой и пошёл за Христом, все светские и церковные награды — мусор, рытвины и ухабы на его духовном пути. Непоколебимо убеждён, что священнослужителя нельзя наградить ничем. В той же Докладной записке от октября 1999 г. говорится:
"Давно пора если не полностью отменить, то хоть в несколько раз сократить ни с чем не сообразное число церковных наград, они украшают только блюдолизов да подхалимов. Беленький крестик, желтенький крестик, крест с украшениями, два креста, три креста. Хватит делать посмешище из величайшей святыни христианства. Крест нельзя украсить ничем, он должен быть простым, сообразной формы и размера. И непременно только один, на втором был распят не Христос, а разбойник, хотя, возможно, благоразумный.
Кавалерами церковных орденов ни в коем случае не могут быть ни фашисты, ни коммунисты, ни коммунистические прихвостни. И по всей России, и в нашей епархии встречаются более чем странные случаи награждения.
Равным образом и священнослужители не могут быть кавалерами ордена Красного Знамени или любых иных орденов и медалей, имеющих национал-социалистическую, коммунистическую или сатанинскую символику. Если такие награды были получены до принятия сана, ставленник должен публично отказаться от них.
К сожалению, даже наши Патриархи не гнушались прикалывать к рясе Красное Знамя, медали с профилем Ленина или Сталина. Многие из таких наград выставлены напоказ в археологическом кабинете Московской духовной академии."
7. Я очень рад, что произошло долгожданное объединение двух частей Русской Православной Церкви. Во всех официальных документах РПЦЗ все годы говорилось, что наше разделение — временное, что они — решительные противники всяческих расколов и индепендентств. Сегодня мы едины. Это великолепно, ибо об этом мы ежедневно молились 80 лет: «...О соединении всех Господу помолимся...».
Но беда, что со дня объединения бывшие зарубежники стали заурядными слепо-глухо-немыми сергианами, и это породило новое разделение.
8. О наших рясофорных КГБшниках я говорил и писал много раз.
В сентябре 1991 года было интервью в «Аргументах и Фактах». Мои собратья, священнослужители Костромской епархии, на епархиальном собрании в октябре 1991г. три часа мазали меня дегтем, валяли в перьях, обливали помоями. Всё, что пишет о вас о. Виктор — любовные послания по сравнению с тем, что мне было сказано тогда. В мае 2003 года было «Открытое письмо» президенту В.В. Путину о митрополитах Мефодии и Кирилле, озаглавленное «Оба намного хуже». Ничего нового добавить к написанному и сказанному не могу.
9. Проблема бедных сельских храмов заслуживает отдельного подробного разговора. Здесь — только вскользь. Сегодня нашим светским и церковным князьям и баронам бедные сельские храмы не нужны. Я был рукоположен в 1979 году. Шесть дней служил в кафедральном соборе дьяконом, пять дней — священником. Все остальные годы — в сельских храмах. Положение везде одно и тоже. В с. Карабанове, где я служу, зимой живут в семи или восьми избах. В Княжеве (9 км на восток от Карабанова) храм с 18в. не закрывался никогда. Сегодня там священника нет: приход не прокормит. В Шишкине (в10и км к северу от Карабанова), усадьба друга и собутыльника А.С. Пушкина — П. В. Нащёкина, священника в храме нет: приход не прокормит. Никольский храм в Козуре (11 км на юг от Карабанова, никогда не закрывался) разорен и разграблен дачниками, священника нет: говорят, приход не прокормит. В Прискокове, где похоронены потомки Ивана Сусанина: его дочь, внуки, правнуки, священника нет: говорят...
В этом много справедливого. После воскресной службы в нашей церковной кружке в среднем две тысячи рублей, но бывает и триста. Никаких цен в храме нет, за любую требу человек жертвует столько, сколько считает нужным — от рубля до миллиона, но 95% прихожан — пенсионеры по старости, беднейшая часть населения нашей страны. Зарплату в храме не получает никто. Храм пятиглавый, полтора года назад упал один крест, к счастью не убив никого. Чтобы поменять пять куполов (другие непременно тоже упадут) нужно 1 300 тыс. рублей, а воскресений в году — только пятьдесят. Нужно платить за газ на отопление храма, за свет, за масло, за свечи, за вино, за муку. Я — пенсионер, но если завтра в храм назначат молодого священника, как ему прокормить семью?
10. И, наконец, самое главное. Из вашего письма невозможно понять, осуждаете ли вы одного лишь Патриарха Кирилла или весь наш епископат. Чем нынешний Патриарх хуже четырёх своих предшественников? Чем он хуже двух других кандидатов — Филарета и Климента? Почему вы не отказались возносить имя вашего правящего архиерея?
Система в МП единообразна во времени и в пространстве, «все одним миром мазаны». Псковский, Московский, Красноярский, Якутский архиереи ничем не лучше и не хуже друг друга. В каждой епархии думают одно, говорят другое, делают третье. Установлен суд, который ни одному архиерею не нужен. Принцип везде один: «Молчать, когда со Мною разговариваешь!» Порочна система, установленная у нас с сентябрьской ночи 1943 года. Жаль, что вы не объясняете, за какие слова или действия признаёте Патриарха Кирилла еретиком и смиренно разрываете с ним литургическое общение.
Вы написали ему письмо, обвинили его, вызвали его на суд, но не дали ему возможность ответить вам, как-то оправдаться, провели суд в его отсутствии. Поэтому ваш суд, с церковной точки зрения, незаконный. Вы поступили с Патриархом Кириллом точно так же, как митрополит Николай поступил с вами.
Я чрезвычайно благодарен нашему бывшему правящему архиерею, епископу (ныне — митрополиту) Александру, за то, что он спас меня от подобной благо-глупости в начале мая 1990 года. Тогда я «топнул ножкой» и заявил, что не поеду на приход, ибо отказываюсь возносить имя злохудожника митрополита Филарета — тогдашнего Местоблюстителя. Епископ мягко улыбнулся и сказал: «Ну и не возносите. Поезжайте, служите и, по древней церковной практике, поминайте одного правящего архиерея». Через месяц я осознал, что Патриарх Пимен, митрополит Филарет, новоизбранный патриарх Алексий — одного поля ягоды.
Я отвергаю сергианство, а не сергианцев.
Зарубежные Митрополиты Филарет и Виталий неоднократно утверждали, что Московская Патриархия — безблагодатна. Сейчас об этом твердят многие в РПЦЗ(А). Это их частное богословское мнение.
Христос посреде нас, братие!
Священник Георгий Эдельштейн
Карабаново
09.04.2011
НАШ ОТВЕТ:
Дорогой о. Георгий, были рады получить Ваше открытое письмо. Мы знаем Вас как одного из самых умных и мужественных пастырей России. Хотя не согласны с Вашей оценкой прекращения нами поминовения Патриарха Кирилла. Вы говорите: "Чем он хуже своих предшественников?". Патриарх Кирилл - это экуменист № 1 современной России, как экуменистом № 1 в СССР был его духовный отец - митр. Никодим (Ротов). Сегодня, очевидно, идет работа в духе экуменизма и модернизма, направленная на разложение церковной жизни, намного активнее, чем 5-10 лет тому назад. Мы не осуждаем тех пастырей, которые продолжают поминать Патриарха Кирилла, как и мы это делали много лет. Мы пошли на эту крайнюю меру, чтобы освободиться из-под власти Патриарха-еретика и заявить о духовной опасности, нависшей над нашей родной Церковью. Мы также разделяем Вашу точку зрения о том, что отвергая экуменизм как ересь, мы вместе с тем убеждены в необходимости строить взаимоотношения с людьми других вероисповеданий в духи любви и уважения. Помолитесь о нас.
Комментарии
Оставьте комментарий